ДВУХГОДИЧНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА КИСПП
«КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»

   
 
                                     Обучение КПТ в Украине

Когнитивно-Поведенческая терапия (КПТ) — это одно из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью.

Несмотря на то, что в Украине это направление только начало развиваться, есть определенные успехи, которые дают возможность получать хорошее качество овладения навыками когнитивно-поведенческой терапии.

С 2009 по 2013 год «Институт психотерапии и клинической психологии» проводил в Киеве двухлетние учебные программы для психологов и психотерапевтов по когнитивно-поведенческой терапии. Благодаря этим программам около 60 специалистов обучилось основам когнитивно-поведенческой терапии.

В 2010-2011 годах Институт интегративной когнитивно-поведенческой терапии (Гессен, Германия) проводил свои проекты по обучению специалистов в Киеве и Виннице и ознакомил около 40 специалистов с вариантом интегративной КПТ.

С июня 2011 года Украинский институт когнитивно-поведенческой терапии, при поддержке Оксфордского центра когнитивно-поведенческой терапии, Украинского Католического Университета начал во Льве трехлетние программы обучения когнитивно-поведенческой терапии. На сегодняшний день около 100 специалистов прошли трехлетнее обучение по КПТ и 20 из них выполнили всю программу обучения и имеют Европейскую аккредитацию КПТ-терапевта. В процессе получения трехлетнего обучения по Оксфордской модели находятся еще около 100 специалистов и планируется следующий набор.
Кроме этого Украинский институт когнитивно-поведенческой терапии провел специализированные учебные проекты со схема-терапии, майндфулнес-ориентированной КПТ, травма-сфокусированной КПТ, а также проводит учебную программу по обучению на тренера/супервизора метода КПТ.
См. подробнее:
"Обучение когнитивно-поведенческой психотерапии в Европе и Украине" (авторская статья).

Один из новых проектов по подготовке когнитивно-поведенческих терапевтов начинается в Киевском институте современной психологии и психотерапии (КИСПП). На сегодняшний день, КИСПП предлагает:

вступительный курс «Основы когнитивно-поведенческой терапии» - двухлетнюю программу обучения для психологов, социальных работников и психиатров, которые желают ближе познакомиться с методом КПТ.
Он включает: ознакомительные семинары о базовых техниках КПТ и коррекции ошибочных стратегий мышления, тренинги и ознакомления с КПТ в клинической практике.
Данная программа реализуется украинскими преподавателями-аспирантами КПТ и специалистами по КПТ из других стран. (Более детально – ниже и на сайте http://www.kispp.com)

Кроме того дополнительно планируются отдельные тематические семинары по КПТ и тренинги, которые будут проводиться украинскими и иностранными экспертами в отдельных областях применения КПТ и которые могут быть интересны как КПТ-терапевтам, так и более широкому кругу специалистов.


                                ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Цель курса: Ознакомление слушателей с теоретическими основами, основными понятиями, базовыми положениями когнитивно-поведенческой терапии и овладение базовыми навыками когнитивно-поведенческой терапии.

Продолжительность курса – два года (4 семестра). 463 часа теории и прорабатывания практических навыков (19 семинаров и зачет).

                                ТРЕНЕРЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ КУРСА:

      • Волков Евгений Новомирович (Нижний Новгород);
      • Карачевский Андрей Борисович (Киев);
      • Кочетков Яков Анатолиевич (Москва);
      • Нойфельд Вера (Берлин);
      • Паробий Валентина (Киев);
      • Сергиенко Ольга (Киев);
      • Хартмут Бергер (Франкфурт).

Координатор курса: Карачевский Андрей Борисович — канд. мед. наук, врач-психиатр, нарколог, психотерапевт, доцент кафедры детской, социальной и судебной психиатрии в НМАПО им. П.Л.Шупика, член Правления Украинской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии.

Требования к участникам: возраст — старше 21 года; образование — психологическая, социального работника или высшее медицинское (разрешается незаконченное).

Между семинарами предполагается выполнение слушателями домашних заданий, прорабатывание в парах навыков обследования, базовых техник когнитивной терапии, запись на видео и транскрипция одной сессии с обследованием и одной сессии с базовыми техниками.

После завершения каждого учебного семестра выдается промежуточное свидетельство о подтверждении участия в курсе, с указанием количества часов.

В конце курса предполагается экзамен с зачетом относительно знаний КПТ и со сдачей слушателями экзамена по практическим навыкам техник обследования и базовых техник КПТ.

После успешного завершения всего учебного курса участникам выдается Свидетельство государственного образца о «повышении квалификации по когнитивно-поведенческой терапии» (МОН Украины) и выпускники могут быть аккредитованы УАКПТ как КПТ-консультанты.

Зачисление на курс проводится по результатам собеседования.

Запись на собеседование и дополнительная информация по тел.: (044) 585 46 77 (78).


                                Содержание учебной программы:

1. Введение в когнитивно-поведенческую психотерапию (общие теоретические принципы КПТ и ключевые характеристики метода).
2. «Критическое мышление как основной инструмент и цель когнитивно-поведенческой терапии».
3. Обследование и общая организация терапевтического процесса в модели КПТ (обследование и диагностическое формулирование в модели КПТ, психоэдукация и вовлечение в терапию, принципы структурирования сессии и терапии, терапевтические отношения в модели КПТ).
4. Базовые техники когнитивной психотерапии (базовые техники работы с негативными автоматическими мыслями, правилами жизни и глубинными убеждениями).
5. Коррекция ошибочных стратегий мышления.
6. Поведенческие эксперименты в КПТ (базовые поведенческие техники: поведенческая активация, решение проблем, пошаговая постановка задач).
7. «Визуально-онтологическое моделирование верований и событий для объективизации содержания в процессе КПТ».
8. Основы кризисных вмешательств и КПТ депрессии.
9. Тренинг ассертивности (как привить навыки уверенного поведения себе и клиентам).
10. Основы КПТ панического расстройства и расстройств адаптации.
11. Инженерно-технологический подход к процессу КП-консультирования. Чего не хватает психотерапевтам и психологам для работы на уровне современных технологий?
12. Основы КПТ социальной тревожности и интерперсональных проблем.
13. Тренинг "Повышение самооценки".
14. Основы применения майндфулнес-ориентированной КПТ.
15. Знакомство с КПТ нарушений пищевого поведения.
16. Тренинг "Программирование себя на достижение целей".
17. Основы травма-фокусированной КПТ.
18. Основы мотивационного консультирования и КПТ зависимых от алкоголя.
19. Основы применения «Acceptment & Commitment Therapy».


                                АККРЕДИТАЦИЯ КАК КПТ-КОНСУЛЬТАНТА.

Данный уровень аккредитации означает обретение специалистом, который приступил к изучению метода КПТ, базовых компетентностей метода необходимых для допуска к клинической практике методом КПТ под супервизией. Данная промежуточная аккредитация позволяет начать практику методом КПТ (начиная с относительно простых случаев и согласовывая переход к более сложным случаям с супервизором по мере продолжения изучения КПТ) при условии наличия регулярных (по меньшей мере 1 раз в месяц) супервизий. Это предусматривает согласование диагностического формулирования и плана терапии с супервизором (к обретению аккредитации КПТ терапевта).
Данная аккредитация действует на протяжении пяти лет и подлежит или реаккредитации, или, при условии получения надлежащих компетентностей – аккредитации как КПТ-терапевта.
Минимальный перечень тем, которые должны входить в базовое образование по КПТ: общие теоретические принципы КПТ и ключевые характеристики метода, обследование и диагностическое формулирование в модели КПТ, психоэдукация и вовлечение в терапию, принципы структурирования сессии и терапии, терапевтические отношения в модели КПТ, базовые техники работы с негативными автоматическими мыслями, правилами жизни и глубинными убеждениями; базовые поведенческие техники (поведенческая активация, решение проблем, пошаговое назначение задач); основы кризисных вмешательств; основы применения данных техник наиболее распространенных проблем (депрессия, интерперсональные проблемы, низкая самооценка, расстройства адаптации и др.), основы применения майндфулнес-подхода.

          КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ:

1. Завершенное базовое образование в сфере охраны психического здоровья (психолог, социальный работник, врач-психиатр, врач-психотерапевт, врач-нарколог), или же на этапе завершения (последние курсы обучения).
2. 150 часов обучения теории и практики КПТ, из них по меньшей мере 75 часов от аккредитированных преподавателей КПТ (минимум уровень аккредитации как аспиранта-преподавателя) в «очной» форме обучения, из них по меньшей мере половина времени посвященные развитию практических навыков.
3. По меньшей мере 25 ч. практики основных техник КПТ в форме ролевых игр.
4. По меньшей мере 10 ч. супервизий практики основных техник КПТ (в форме ролевых игр) «на живо» или с использованием видео/аудиозаписи.
5. Положительная общая оценка супервизором супервизанта в овладении базовыми компетентностями в КПТ (включает оценку базовых теоретических знаний и практических навыков КПТ, общих психотерапевтических навыков и компетентностей, а также надлежащего понимания себя, своей личности и своих возможных личностных трудностей, которые могут быть затронуты в условиях психотерапии, и способности их решения).
6. Рекомендация супервизора относительно аккредитации как КПТ-консультанта (рекомендательное письмо по меньшей мере от одного супервизора).

Психологу или психиатру в Украине, который решил совершенствоваться в когнитивно-поведенческой психотерапии для себя нужно определиться где, у кого, когда и как учиться.

При этом нужно учитывать свой опыт работы, имеющиеся навыки консультирования, желательные формы усвоения материала.

Специалистам, которые недавно получили образование психолога, врача или социального работника (или еще учатся на указанных специалистов), с малым опытом работы, вероятнее всего больше будут подходить семинары базового курса «Основы КПТ» в КИСПП.

Профессионалам с опытом работы, которые имеют достаточно клиентов и смогут подобрать случаи для супервизий, лучше подойдет обучение в проекте Украинского института когнитивно-поведенческой терапии (необходимо будет за второй и третий годы со своей клинической практики выбрать восемь клиентов с четырьмя различными типами расстройств и предоставить аудио/видеозаписи работы с ними). (Более детально – на сайте http://i-cbt.org.ua/Training.html).

Традиционно в наших ВУЗах обучение происходит или на лекциях, или на семинарских занятиях. При прослушивании лекции эффективность обучения дает около пяти процентов усвоения материала. Самостоятельное чтение в большей мере, чем лекция, требует привлечения человека, учащегося в процесс познания, позволяет неоднократно возвращаться к тексту, однако оно ориентировано на теоретическое усвоение материала и позволяет усваивать около 10% от прочитанного.
Аудио-визуальная форма обучения на семинаре с разными наглядными примерами позволяет запомнить уже около 20% информации.

Форма обучения на тренинге с помощью объяснения и демонстрации на примерах, как практически используются знания, позволяет аудитории увидеть, услышать и представить, каким образом можно применить полученную информацию, встраивая ее в личный опыт. Это позволяет запоминать до 30% материала.

Тренинг (от англ. train-тренироваться) - совокупность средств и образов, направленных на развитие тех или иных навыков и умений. Тренинг является одним из методов, который применяются в психологии и психотерапии, в психокоррекции и в обучении, в коучинге и др., но в отличие от индивидуальной или групповой психотерапии не обязательно связанный с лечением.

Ведущий тренинга ориентирован на выработку навыков, а не на лечебное воздействие (хотя психологическая поддержка учащегося, может дать и улучшение эмоционального состояния, а выработанные навыки сыграть свою роль в улучшении адаптации).

В тренингах для специалистов по психологии и психотерапии основной фокус внимания сосредоточен на формировании умений психотерапевтического консультирования.

Тренинговая работа не сводится только к обучению, иногда когнитивный компонент может отсутствовать. Ценным для участников тренинга может оказаться получение эмоционального опыта. А для практикующих психологов и психотерапевтов это не менее важно, чем информация о методе.

Психологические и психотерапевтические тренинги очень часто сталкиваются с развивающим обучением, в широком смысле.

При проведении эффективного психологического и психотерапевтического тренинга ведущему важно осознавать, что каждый человек имеет свои особенности усвоения нового материала.
Эффективность обучения на тренинге сильно зависит от личной активности учащегося.

Такой вид обучения на семинарах и тренингах как дискуссия, требует эмоционального и интеллектуального вовлечения. Аудитория может дискутировать как с тренером (если количество участников не более семи), так и между собой. Тренер управляет дискуссией, и результатом обучения становится опыт, который группа приобрела самостоятельно, то есть выводы, решения или новая информация будут произведены самими психологами и психотерапевтами и сразу станут частью их личного опыта. Таким образом можно достичь большего усвоения нового материала.

Наиболее эффективным является обучение на тренинге, при котором люди используют все типы восприятия и становятся активными участниками процесса обучения психотерапии. Это обучение на практике с немедленным применением полученных знаний.


                                Список рекомендованной литературы

     Основная литература

1. Бек Д. Когнитивная терапия: Полное руководство: Пер. с англ. – М: ООО «І.Д.Вильямс», 2006. - 400 с.
2. Бек А., Брайан Шо, Эмери. Когнитивная терапия депрессии. - СПб: Питер, 2003 г.- 304 с.
3. Вестбрук Д., Кеннерли Г., Кирк Д. Вступление в когнитивно-поведенческую терапию. «Светильник», 2014. - 420 с.
4. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. - М.: Психотерапия, 2009. - 176 с.
5. Зейгред. Эволюция ПТ, т. 2. Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия. Пер. с англ. - М., 1998. - 416 с.
6. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций — Спб.: «Академический проект», 1997 — 335 с.
7. Вильсон Дж.Т. Поведенческая терапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. № 3.
8. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенный. - М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2002. - 192с.
9. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмотивной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. Т.Саушкиной. - Спб.: Издательство «Речь», 2002. - 352с.

     Дополнительная литература

10. Бек А., Фример. Когнитивная психотерапия расстройств личности - Спб.: Питер, 2002.- 544 с.
11. Барлоу Д. Клиническое руководство по психиатрическим расстройствам (2008).
12. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности (2002).
13. Якобсон Д. Секреты психиатрии (2006).
14. Гудман Р. Детская психиатрия (2008).
15. Каплан Г. Клиническая психиатрия (1994).
16. Падески К. Управление настроением (2008).
17. Макмаллин Р. Практикум по когнитивной терапии (2001).
18. Марша М. Лайнен. Когнитивно-Поведенческая терапия пограничного расстройства личности. Изд. Вильямс. 592 с.
19. Мейер В. Методы поведенческой терапии (2001).
20. Федоров А. Когнитивно-Поведенческая психотерапия (2002).



Написать письмо