Обучение когнитивно-поведенческой психотерапии в Европе и Украине
Когнитивно-поведенческая
психотерапия (КПТ) объясняет психологические проблемы, как следствие некорректной
переработки информации, в результате чего, человек делает ложные выводы и оказывается
неспособным эффективно управлять своим поведением.
Основой КПТ является коррекция ложных убеждений, что позволяет изменить отношение к
проблемным реакциям и исправить неадаптивное поведение.
КПТ предполагает, что проблемы человека возникают из-за искажения восприятия реальности,
базирующегося на неверных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате
неверного обучения в процессе развития личности. Смысл психотерапии заключается в поиске
ошибочных стратегий мышления и в освоении альтернативного, более комфортного способа
восприятия окружающего мира.
КПТ - это одно из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью. Ряд
проведенных исследований показали, что КПТ особенно высоких результатов достигает в лечении
депрессий, эффективно помогает уменьшить состояние тревоги у пациентов, снижает вероятность
возникновения рецидива шизофрении, помогает добиться результата в лечении пациентов с
зависимостью. Поэтому оказание помощи когнитивно-поведенческими психотерапевтами оплачивается
страховыми компаниями.
Наиболее широко КПТ применяется в клинической практике и в психологическом консультировании,
в педагогике и в работе с персоналом на предприятиях.
Европейская ассоциация КПТ (EABCT) не ограничивает профессиональные группы, которые могут
быть когнитивно-поведенческими психотерапевтами только клиническими психологами и
психиатрами. В некоторых странах перечень специалистов, которые могут быть аккредитованы в
качестве терапевтов шире и может включать в себя медсестер, консультантов, социальных
работников и представителей других профессиональных групп.
Стандарт образования Европейской ассоциации КПТ (EABCT, "Standards for Training and
Accreditation of Cognitive and / or Behavior Therapists", 2009) предполагает не менее 5 лет
обучения от начала профессиональной подготовки до конца подготовки в
когнитивно-поведенческой психотерапии (но требования некоторых стран намного выше), и
включает:
• базовое образование в области охраны психического здоровья (приобретение понимания
проведения исследований, психопатологии, психологии, социальных проблем и научно
обоснованной практики);
• минимум 450 часов теории и практики КПТ (из которых 200 часов должны быть предоставлены
непосредственно признанными EABCT тренерами когнитивной и / или поведенческой психотерапии
в признанном курсе или согласованной программе с EABCT);
• 200 часов супервизованой клинической практики с 8 клиентами "проведенным" от начала до
завершения терапии, с тремя различными видами проблем;
• оценки двух полных курсов аудио / видео записей сессий по шкале компетентности КПТ
терапевта;
• два письменных описания случаев (2000 - 4000 слов) и эссе, или научное исследование, или
диссертация, или дипломная работа.
Требование личной терапии регулируется по разному в европейских странах, но терапевты
должны идентифицировать свои психологические проблемы, уметь их решать таким образом, чтобы
это не наносило ущерб работе, а также иметь способность распознавать, когда им нужно
обращаться за профессиональной помощью к коллегам.
Несмотря на востребованность КПТ в мире, в Украине это направление пока только начинает
развиваться. Первое структурированное обучение началось в 2009-2013 гг. «Институтом
психотерапии и клинической психологии» (Москва) в Киеве двухлетними учебными программами
для психологов и психотерапевтов по КПТ. Наполнены они были семинарами с обучением базовых
навыков и тренингами, которые вел С.В.Харитонов. С 2010 г. Institut IVT (Институт
интегративной когнитивно-поведенческой терапии, Хессен, Германия) два года проводил свои
проекты по обучению специалистов в Киеве и Виннице. Вел семинары Алексей Рохленко –
проживающий в Германии русскоязычный психотерапевт. Еще Вера Нойфельд (психотерапевт из
Берлина, родом из Киева) на базе Института психологии им.Г.С.Костюка несколько лет раз в
полгода проводила семинары по КПТ.
Усилиями этих специалистов начало зарождаться понимание КПТ психологами и психиатрами в
Украине. Из слабых сторон этих обучающих проектов – что они не поддерживались
супервизированием, и все эти замечательные специалисты не являются аккредитованными
тренерами в ЕАВСТ.
С июня 2011 года при поддержке Оксфордского центра когнитивно-поведенческой терапии во
Львове стартовали трехлетние обучающие проекты Украинского института когнитивно-поведенческой
терапии (УИКПТ). Данная программа преподается в сотрудничестве аккредитованными украинскими
и зарубежными преподавателями метода КПТ и включает в себя: 12 трехдневных семинаров
(288 часов), 200 часов клинической практики минимум с 8 клиентами "проведенными" под
супервизией от начала до завершения терапии, 60 часов супервизий; оценивание аудиозаписей
сессий и письменных описаний случаев и пр. В программе УИКПТ заложена возможность получения
выпускниками программы европейского сертификата. Кроме этого УИКПТ начал летом 2013 г.
обучающий проект по «Схема-терапии» и учебную программу по майндфулнес-ориентированной КПТ
(январь 2014 г.), учебную программу обучения супервизоров/преподавателей метода КПТ
(октябрь 2014 г.), а также двухлетнюю учебную программу "Психическое здоровье детей и
подростков. КПТ с детьми и подростками" (2015 г.).
Также в сентябре 2013 г. стартовала трехгодичная программа обучения от УИКПТ в Житомире
(в основном будут преподавать украинские преподаватели КПТ), а в декабре 2013 – в Киеве
(аккредитованные украинские и зарубежные преподаватели метода КПТ).
Несомненные преимущества этих проектов: привлечение к преподаванию ведущих европейских
преподавателей и супервизоров метода КПТ; современная методология преподавания КПТ,
благодаря тесному сотрудничеству с Оксфордским центром когнитивной терапии; наполненность
программ как часами очного обучения, так и супервизиями, соответствующими современным
европейским стандартам обучения этого метода.
Сложностью для кандидатов в обучение может быть отсутствие клиентов для супервизирования.
Проще тем, кто уже работает в лечебном учреждении, психотерапевтическом центре или как
частнопрактикующий психотерапевт, и имеет своих клиентов.
Киевский институт современной психологии и психотерапии (КИСПП) – частное высшее учебное
заведение, протоколом решения аккредитационной комиссии Украины № 104 от 30.05.2013р. о
предоставлении лицензии на предоставление образовательной деятельности по повышению
квалификации специалистов по программе: "Когнитивно-поведенческая терапия", получил
возможность начитать 500 часов теории и практики КПТ 50 психологам/преподавателям психологии.
С октября 2015 года планируется начало этой программы. Подробнее о структуре обучающей программы КПТ.
Психологу или психиатру в Украине, который решил совершенствоваться в КПТ для себя нужно
определиться где, у кого, когда и как учиться. При этом нужно учитывать свой опыт работы,
имеющиеся навыки консультирования, желаемые формы усвоения материала.
Психиатрам и врачам-психологам, желающим получить государственный сертификат психотерапевта,
нужно пройти четырехмесячную специализацию по психотерапии в Харьковской медицинской
академии последипломного образования (ХМАПО), Львовском национальном медицинском
университете им. Данила Галицкого (ЛНМУ), Донецком национальном медицинском университете
им. М.Горького (ДонНМУ), Крымском государственном медицинском университете имени С. И.
Георгиевского (КГМУ) или Национальной медицинской академии последипломного образования им.
П.Л.Шупика (НМАПО). Ряд других медицинских вузов преподают психотерапию на циклах
тематического усовершенствования и предатестационных циклах, но не проводят циклы
специализации.
Обычно программа обучения включает 546 часов, из них около 6 часов отведено на
поведенческую терапию. В НМАПО разработан двухнедельный цикл по КПТ, но состоялся только
один набор курсантов и 78 учебных часов позволяют только начитать материал, но их
недостаточно для выработки даже минимальных навыков.
Традиционно в наших ВУЗах обучение происходит или на лекциях, или на семинарских занятиях.
При прослушивании лекции эффективность обучения дает около пяти процентов усвоения
материала. Самостоятельное чтение, в большей степени, чем лекция, требует вовлечения
обучающегося человека в процесс познания, позволяет неоднократно возвращаться к тексту,
однако чтение ориентировано на теоретическое усвоение материала и позволяет усваивать около
10% от прочитанного. Аудио-визуальная форма обучения на семинаре с различными наглядными
пособиями позволяет запомнить около 20% информации.
Оксфордский центр когнитивно-поведенческой терапии проводит онлайн-программу обучения по
КПТ на русском языке. Программа объединяет 13 модулей, состоящих из 48 видеопрезентаций.
Презентации включают видеофильмы с лекциями и примерами работы с клиентами (пациентами),
синхронизированные PowerPoint слайды и титры с переводом на русский язык. В результате
данного обучения участники смогут получить качественную информацию об особенностях
когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии и психокоррекции эмоциональных проблем
личности, а также части психических расстройств, и получить сертификат слушателя
Оксфордского центра когнитивно-поведенческой терапии после окончания программы. Но нужно
понимать, что подобное обучение не позволяет тренировать навыки, а это очень важно для
практической работы с клиентами.
Форма обучения на тренинге с помощью объяснения и демонстрации на примерах как практически
используются знания, позволяет аудитории увидеть, услышать и почувствовать, каким образом
можно применить полученную информацию, встраивая ее в личный опыт. В тренингах для
специалистов по психологии и психотерапии основной фокус внимания сосредоточен на
формировании умений психотерапевтического консультирования и не сводится только к обучению.
Иногда теоретический компонент может даже отсутствовать. Ценным для участников тренинга
может оказаться получение эмоционального опыта и преодоление личных проблем. А для
практикующих психологов и психотерапевтов личностный рост и опыт работы со своими
проблемами не менее важны, чем информация о методе.
Двухлетняя программа
Киевского института современной психологии и психотерапии.
«Основы когнитивно-поведенческой терапии»
Цель курса: Ознакомление слушателей с теоретическими основами, основными понятиями,
базовыми положениями когнитивно-поведенческой терапии и овладение базовыми навыками
когнитивно-поведенческой терапии.
Продолжительность курса - два года (4 семестра). 463 часов теории и отработки
практических навыков (19 семинаров и зачет).
ТРЕНЕРЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ КУРСА:
• Волков Евгений Новомирович (Нижний Новгород)
• Карачевский Андрей Борисович (Киев)
• Кочетков Яков Анатольевич (Москва)
• Нойфельд Вера (Берлин)
• Паробий Валентина (Киев)
• Сергиенко Ольга (Киев)
• Хартмут Бергер (Франкфурт)
Координатор курса: Карачевский Андрей Борисович - канд. мед. наук, врач-психиатр,
нарколог, психотерапевт, доцент кафедры детской, социальной и судебной психиатрии в НМАПО
им. Шупика, член Правления Украинской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии.
Требования к участникам: возраст - старше 21 года; образование - психологическое,
социальная работа или высшее медицинское (разрешается неоконченное).
Между семинарами предусматривается выполнение слушателями домашних заданий, отработка в
парах навыков обследования, базовых техник когнитивной терапии, запись на видео и
транскрипция одной сессии с обследованием и одной сессии из базовых техник.
После завершения каждого учебного семестра выдается промежуточное свидетельство о
подтверждении участия, с указанием количества часов.
В конце курса предусматривается экзамен с зачетом знаний КПТ и со сдачей слушателями
экзамена по практических навыков техник обследования и базовых техник КПТ.
После успешного завершения всего учебного курса участникам выдается Свидетельство
государственного образца о «повышении квалификации по когнитивно-поведенческой терапии»
(МОН Украины) и могут быть аккредитованы УАКПТ как КПТ-консультант.
Зачисление на курс проводится по результатам собеседования.
Запись на собеседование и дополнительная информация по тел .: (044) 585 46 77 (78).
Содержание учебной программы:
1. Введение в когнитивно-поведенческую психотерапию (общие теоретические принципы КПТ и
ключевые характеристики метода).
2. «Критическое мышление как основной инструмент и цель когнитивно-поведенческой терапии».
3. Обследование и общая организация терапевтического процесса в модели КПТ (обследование и
диагностическое формулировки в модели КПТ, психоедукация и привлечения в терапию, принципы
структурирования сессии и терапии, терапевтический отношение в модели КПТ).
4. Базовые техники когнитивной психотерапии (базовые техники работы с предоставлю,
правилами жизни и глубинными убеждениями).
5. Коррекция ошибочных стратегий мышления.
6. Поведенческие эксперименты в КПТ (базовые поведенческие техники (поведенческая активация,
решения проблем, пошаговое назначения задач).
7. «Визуально-онтологическое моделирование верований и событий для объективизации
содержания в процессе КПТ».
8. Основы кризисных вмешательств и КПТ депрессии.
9. Тренинг ассертивности (как привить навыки уверенного поведения себе и клиентам).
10. Основы КПТ панического расстройства и расстройства адаптации.
11. Инженерно-технологический подход к процессу КП-консультирования. Чего не хватает
психотерапевтам и психологам для работы на уровне современных технологий?
12. Основы КПТ социальной тревожности и интерперсональных проблем.
13. Тренинг "Повышение самооценки".
14. Основы применения КПТ майндфулнес-подхода.
15. Знакомство с КПТ нарушений пищевого поведения.
16. Тренинг "Программирование себя на достижение целей".
17. Основы травмо-фокусируемого КПТ.
18. Основы мотивационного консультирования и КПТ зависимых от алкоголя.
19. Основы применения «Acceptment & Commitment Therapy».
Аккредитация как КПТ-консультанта.
Данный уровень аккредитации означает приобретение специалистом, который приступил к
изучению метода КПТ, базовых компетенций метода, необходимых для допуска к клинической
практике методом КПТ под супервизией. Данная промежуточная аккредитация позволяет начать
практику методом КПТ (начиная с относительно простых случаев и согласовывая переход к более
сложным случаев с супервизором по мере продолжения образования в КПТ) при условии наличия
регулярных (не менее 1 раз в месяц) супервизий. Это предусматривает согласование
диагностического формулировки и плана терапии с супервизором (до вступления аккредитации
КПТ терапевта). Данная аккредитация действует в течение пяти лет и подлежит или
реакредитации, или при условии получения надлежащих компетенций - аккредитации как КПТ
терапевта.
Минимальный перечень тем, которые должны входить в базовое образование по КПТ: общие
теоретические принципы КПТ и ключевые характеристики метода, обследование и диагностическое
формулировки в модели КПТ, психоедукация и привлечения в терапию, принципы структурирования
сессии и терапии, терапевтический отношение в модели КПТ, базовые техники работы с
предоставлю, правилами жизни и глубинными убеждениями; базовые поведенческие техники
(поведенческая активация, решения проблем, пошаговое назначения задач); основы кризисных
вмешательств; основы применения данных техник по распространенных проблем (депрессия,
интерперсональные проблемы, низкая самооценка, расстройства адаптации и др.), основы
применения майндфулнес-подхода.
КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ:
1. Завершенное базовое образование в области охраны психического здоровья (психолог,
социальный работник, врач-психиатр, врач-психотерапевт, врач-нарколог), или на этапе
завершения (последние курсы обучения).
2. 150 часов обучения теории и практики КПТ, из них не менее 75 часов от аккредитованных
преподавателей КПТ (минимум уровень аккредитации как аспиранта-преподавателя) в «очной»
форме обучения, из них не менее половины времени посвящены развитию практических навыков.
3. Не менее 25 ч. практики основных техник КПТ в форме ролевых игр.
4. Не менее 10 ч. супервизии практики основных техник КПТ (в форме ролевых игр) «вживую»
или с использованием видео / аудио.
5. Положительная общая оценка супервизором супервизанта во владении базовыми компетенциями
в КПТ (включает оценку базовых теоретических знаний и практических навыков КПТ, общих
психотерапевтических навыков и компетеностей, а также должного понимания себя, своей
личности и своих возможных личностных проблем, которые могут быть по тронутые в условиях
психотерапии, и способности к их решению).
6. Рекомендация супервизора по аккредитации как КПТ-консультанта (рекомендательное письмо
по меньшей мере от одного супервизора).