Обучение психотерапии в Европе и Украине

   
 
Serge GINGER в своей речи 18 февраля 2010 на Европейской конференции по положению психотерапии в Европе отметил, что по данным различных международных исследований, 7- 15% от общей численности населения страдают от психологических проблем. Также он отметил, что помогают решению этих проблем психологи, психиатры, психотерапевты, социальные работники, религиозные консультанты и другие. При этом:
1) Психологи в ЕС получают официальный диплом университета после 5-7 лет обучения. Однако, даже клинические психологи прошедшие подготовку в области психопатологии, не обучаются психотерапии в университетах. Европейская федерация профессиональных психологов (EFPPA) требует, чтобы психологи, после получения ими дипломов, еще 3 года продолжали получать дополнительную подготовку, имели минимум 2 года практики под супервизией, а также прошли личную психотерапию.
2) Психиатры - врачи, специализирующиеся на психических заболеваниях и психических нарушениях, обучаются обычно около 10 лет и стажируются в психиатрических больницах. Они могут назначать психотропные препараты: транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики... Психиатры не обязательно психотерапевты: дополнительная специализация, как правило, не преподается в государственных университетах. Итальянский закон, например, требует 4 года дополнительного обучения (т.е. 2000 часов) для психиатра (или психолога), прежде чем он сможет называть себя "психотерапевт".
3) Психотерапевты, обычно это специалисты, которые сами прошли психотерапию, а затем обучились одному из признанных методов психотерапии.

Психотерапевты не обязательно врачи или психологи. Около десяти стран Европейского Союза (из 27) создали специальные законы, связанные с психотерапией. В некоторых из них (Германия, Италия, Швеция, Нидерланды) доступ к профессии имеют только психологи и врачи, тогда как другие (Австрия, Финляндия и др.) позволили обучение по психотерапии кандидатам из других профессий: социальным работникам, педагогам, медсестрам, физиотерапевта, социологам, философам, священникам, а в некоторых странах даже тем, кто только окончил своё среднее образование. Всемирный Совет по Психотерапии и Европейская ассоциация психотерапии (EАP) требует 3200 учебных часов, полученных в течение минимум 7 лет, из которых первые три года должны быть базовым высшим образованием, а последующие 4 года – профессиональной специализированной последипломной подготовкой, включающей 250 часов личной психотерапии, теорию психопатологии, практику, супервизию, и т.д . Также EAP требует в среднем 250 часов постоянной подготовки каждые пять лет: супервизии, коллоквиумы, публикации, участие в профессиональных организациях и прочее.

В России представлены два варианта закона о психотерапии. «Закон о психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью», автор - Российская психотерапевтическая ассоциация (РПА) психотерапию рассматривает исключительно в рамках медицинской сферы: «психотерапевтическая деятельность реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности .... В случае принятия закона психотерапия будет представлена тремя группами специалистов: врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, психотерапевт-специалист по социальной работе ». Психотерапевтическая деятельность психологов вне рамок медицины проектом РПА вообще не предусматривается. Другой проект - «О профессиональной психотерапевтической деятельности», автор - Профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ) профессию психотерапевта рассматривает достаточно широко: «массовая профессия современного общества, которая складывается в ее основных моделях: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской». А психотерапия определяется как «специфическая профессиональная форма эффективно психического (психологического) взаимодействия с целью развития индивидуального и социального, психического, а также интегрально здоровья и благополучия». Автору неизвестно о представлении проекта закона о психотерапии в Украине, хотя необходимость такого закона обсуждается уже около 15 лет.

В Украине нормативно закреплено право заниматься психотерапевтической деятельностью только врачам-психотерапевтам, получившие специальную подготовку. Психологи ограничены лишь правом предоставления психокоррекционной помощи. Психологи позиционируют себя как предоставляющих психологическое консультирование и классифицируют этот вид экономической деятельности для налоговой как «Оказание социальной помощи без обеспечения проживания», или «Обучение взрослых и иные виды образования» хотя понятно, что это, с юридической точки зрения, «шито белыми нитками».
В Украине, по данным Б. В. Михайлова с соавторами (2004), насчитывается около 480 физических лиц врачей-психотерапевтов. С 2000 года в Национальном медицинском университете, Буковинском государственном медицинском университете и Винницком национальном медицинском университете началась подготовка специалистов по направлению "Медицина" по специальности "Медицинская психология". На сегодня подготовлено 315 врачей-психологов. Они, чаще всего, оказывают консультативную помощь в районных поликлиниках. Однако для получения статуса психотерапевта им нужно отработать три года и пройти специализацию, а также желательно получить образование в рамках какой-либо из психотерапевтических модальностей.
Украинский союз психотерапевтов (УСП) насчитывает сегодня около 1500 членов (психологов и психиатров), из которых 202 выполнили условия сертификации и вошли в реестр. Количество психотерапевтов, получивших образование за рубежом и не входящих в УСП, подсчитать сложнее.

Если около 10% населения нуждаются психотерапии, и если психотерапевт может помочь, в среднем, около сотни клиентам в год, то оптимальное количество 100 квалифицированных психотерапевтов на 100000 жителей (или 1 психотерапевт на 1000 жителей).
В Австрии 86 профессиональных психотерапевтов на 100000 жителей, в Италии - 67, в Германии - 33, во Франции - 20, в Великобритании - 17, в Польше - 8, в России - 4, а в Украине - квалифицированных с точки зрения EАP менее 1 на 100000 населения. Расчетная потребность в психотерапевта в Украине - около 45 тысяч человек. Но даже 4 тысячи квалифицированных специалистов кажутся недостижимой мечтой.

Сегодня существует, по меньшей мере, 365 различных методов психотерапии. Широко практикуются в Европе и признанны около 20 направлений психотерапии. Эти двадцать могут быть сгруппированы в 6 основных направлений:
1. Психодинамическая (от 10 до 30%)
2. Когнитивно-поведенческая терапия (от 10 до 30%)
3. Семейная терапия (от 10 до 15%)
4. Гуманистическая (от 20 до 40%)
5. Трансперсональная (5 до 10%)
6. Интегративная (от 10 до 20%)

1. Психодинамическая терапия (Фрейд, Лакан, Юнг, Адлер, Мелани Кляйн и др.) Составляет от 10 до 30% психотерапии, в разных странах. В психоанализе лечение основано на свободных ассоциациях, выделяется важность бессознательного и сексуальных влечений, определяющее влияние детского опыта и переноса. Психоанализ часто длится много лет (от 2 до 15), с периодичностью несколько сеансов в неделю. Метод стремится к реструктуризации всей личности. От начала века до конца второй мировой войны, в течение почти пятидесяти лет, психоанализ был практически главным видом психотерапии в Европе, особенно в германских и англо-саксонских странах. В 80-х он "завоевал" Францию и Италию. В последние десять лет количество психодинамической-ориентированных психотерапевтов медленно убывает.
2. Когнитивно-поведенческая терапия (CBTs) направлена на улучшение состояния пациентов при психических проблемах и направлена на изменение подавляющих мыслей и дисфункциональных паттернов поведения. Это лечение, как правило, краткосрочное (от 10 до 20 сеансов в течение нескольких месяцев). Различные формы когнитивно-поведенческой терапии сегодня представляют собой (в зависимости от страны) 10 -30% всех видов предоставляемой психотерапевтической помощи.
3. Гуманистическая и экзистенциальная терапия стремится к коррекции и интеграции всей личности в современных условиях жизни. Она, как правило, средней продолжительности (от 1 до 3 лет, с частотой один сеанс в неделю) и предоставляется индивидуально, или в небольших группах. Они представляют сегодня в целом около 40% всех психотерапий.

Гештальт-терапия быстро развивалась в Западной Европе с начала 70-х: в Германии, Нидерландах, Бельгии, затем во Франции, Италии и Испании. Сегодня гештальт практикуется в 26 европейских странах, включая ряд стран Восточной Европы и достигла третьего места в Европе - после психодинамических подходов и когнитивно-поведенческой терапии.
Клиент-центрированная терапия в 70-е годы считалась революционной по сравнению с психоаналитической концепцией, она быстро распространялась и сегодня в англосаксонских странах около 12 тысяч специалистов-практиков (6000 в Германии, 2500 в Великобритании, 1500 в Австрии; 1000 в Швейцарии и т.д.).
Транзактный анализ практикуется сегодня в 23 странах Европы. Европейская ассоциация (EATA) включает в себя около 6000 членов.
Психодрама сегодня на практике используется чаще в виде отдельных сессий в учреждениях для детей или душевнобольных, а также в различных тренингах, но редко используется как монотерапия в лечении больных.

4. Системная семейная терапия помогает прояснить нынешние отношения и системы связи в семье. Это лечение, как правило, кратковременное (несколько месяцев, несколько сессий в месяц часто проводятся двумя терапевтами). Их частота, по оценкам, примерно от 10 до 15%.
Европейская ассоциация семейной терапии (EFTA) представлена в 31 стране и включает несколько тысяч практикующих психотерапевтов.
5. Трансперсональные методы (голотропное дыхание, трансцендентальная медитация, арт-терапия и др.), которые подчеркивают духовные и энергетические аспекты составляют от 5 до 10% (в зависимости от страны). В последние годы Vegetotherapy (оргон терапия) Вильгельма Райха, биоэнергетический анализ Александра Лоуэна и терапия первичного крика Артура Янова становятся все менее популярными.
6. Эклектичная или интегративная психотерапия пытаются объединить вместе приемы из различных областей, перечисленных выше. На нее приходится от 10% до 20% психотерапии в Европе.

УСП проводит образовательные программы, стараясь соответствовать требованиям Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАР): 1315 часов базового образования (765 часов теории, 50 часов собственного опыта, 480 часов практической деятельности и 20 часов супервизии) и 1900 часов специализированного психотерапевтического образования (300 часов теории, 200 часов собственного опыта, 550 часов практической деятельности в области психотерапевтической и психосоциальной помощи, 30 часов супервизии и 720 часов психотерапевтической практики, из которых еще 120 часов с сопровождающей супервизией). По окончании программы выдается Сертификат УСП, что дает право ходатайствовать о получении Евросертификата по психотерапии.
Также есть еще достаточно много учебных проектов российских и европейских институтов помимо УСП, с их сертификацией. Но к 2009 году проектов обучения по КПТ, несмотря на ее распространенность в Европе, в Украине не было (если не считать 5-дневный семинар по КПТ зависимости в 2005 году, а также конференцию и 2-х дневный семинар по основам КПТ и особенностей когнитивно-поведенческого подхода к ОКР в 2008 году).
202 психотерапевта Украинского союза психотерапевтов (УСП), выполнивших требования сертификации, входят в 13 секций, из которых 48 психотерапевтов в секцию психоанализа, 30 в секцию психодрамы, 25 в секцию системной семейной психотерапии, 25 в секцию позитивной психотерапии, 20 в секцию клиент - центрированной психотерапии, 12 в секцию гештальт-терапии, и 3 в секцию индивидуальной психологии по Адлеру. Данных о том, сколько зарегистрированных психотерапевтов относят себя к секций детской и юношеской психотерапии, кататимно-имагинативной психотерапии, стационарной психотерапии, телефонного консультирования, трансактного анализа и социально - психологического тренинга на сайте УСП нет.
Конечно, не все практикующие психотерапевты пытаются вступить в УСП.
Куда же деваются тысячи выпускников, которые ежегодно получают дипломы факультетов психологии?
Если проанализировать представления видов психологической помощи в Украине на психологических фестивалях, то складывается впечатление, что среди направлений преобладает психологически декорированное шаманство. Мастер-классы «Чакры как энергетические центры», «Тантра - пробуждение», «Гармония чакр», «Контакт с архетипом Духа через медитацию с Арканом ТАРО», «Телесно-энергетическая практика« Тенсегрити», «Связь психологии, здоровья и кармы», «Медитативное плетения мандалы», «Сакральная геометрия», «Презентация школы Шакти, мастер классы по Йоге и боевым искусствам Сатсанг», «Краткий обзор техники Тибетских пульсаций и чтения радужки глаза», «Кукла как оберег», «Знакомство с тантрическим практиками», «ТАРО как символическая, психологическая, диагностическая и прогностическая система знаний», «Гипноз в переговорах», «Скандинавские психотехнологии исполнения желаний», «Кармический менеджмент», «Магия Индийский раг и мантр для самосовершенствования», тренингов «йога сновидений», «Эротичность, программа ViPsy New для женщин», участие «инструктора этнических, духовных и физических практик, целебных техник славянских Родовых традиций, Раджа Йоги и Дао», или «мастера древних ведических наук и технологий, учителя Джойотшы и Йоги», или «гуру Тантра-Йоги, телеоператора, создателя проекта «Эра просветления», парапсихолога 21 века», нео-психологов, биоэнергетиков, специалистов по суфийским методам самоисцеления на психологических фестивалях и конференциях вызывают удивление и разочарование.

Как улучшить качество психотерапевтической подготовки? Как увеличить количество клинических психологов, которые бы ориентировались на научно-доказательные методы помощи страдающим от психологических проблем? На мой взгляд, увеличение качественной подготовки по когнитивно-поведенческой психотерапии является одним из решений этих вызовов.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 
© А.Б.Карачевский